?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



1-я часть - начало.


 

К 630-ЛЕТИЮ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ.

 
ПРЕДИСЛОВИЕ. 

Возрождение России никогда не приходит само собой. Оно требует подлинно гражданского поступка и самопожертвования. Ведь любовь к Отечеству можно доказать только конкретными делами, отдавая все для него, включая самого себя.
 
С нашим далеким прошлым все ясно. В памяти России и Русской Православной церкви остались герои, ставшие символами нашей истории. Это особые люди с провидческим взглядом, способные на подвиг и самопожертвование: Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергии Радонежский, Минин и Пожарский. Но есть ли похожие на них Личности среди наших современников? Есть ли в нынешнюю эпоху люди, чья подвижническая деятельность и борьба за возрождение Православной России может послужить примером настоящего гражданского подвига!?
 
 
ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ НЕ ПРИХОДИТ САМО СОБОЙ.
 
Мы расскажем Вам об одном событии из новейшей истории нашего Отечества, свершившемся в год тысячелетия крещения Руси. 

  

29 мая 1988 года – в день Святой Троицы – состоялось открытие памятника преподобному Сергию Радонежскому – духовному вдохновителю победы Русского воинства в Куликовской битве, благословившего князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Памятник святому Сергию был установлен возле церкви «Преображения Господня» в подмосковном селе Городок, который впоследствии был переименован в Радонеж. 

  

Это было невероятным событием для тогдашнего СССР. И оно стало реальным только потому, что за девять месяцев до этого – в сентябре 1987 годанашлись Православные патриоты, не побоявшиеся открыто выступить против воинствующего безбожия и государственного беспамятства. Именно эти люди внесли свой бесценный вклад в дело возрождения исторической памяти нашего Отечества и его Православных Святынь.
 
Среди них: скульптор-патриот Вячеслав Михайлович Клыков – президент Международного фонда Славянской письменности и культуры; член Союза художников СССР Игорь Сергеевич Сычев – руководитель Патриотического союза «Россия»; гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов – ветеран Великой Отечественной Войны и участник штурма Рейхстага; православный монах Гермоген – в миру Геннадий Михайлович Хмельницкий.
 
Никто из них не дожил до наших дней. Все они трагически погибли либо скоропостижно скончались в разные годы. ВЕЧНАЯ ИМ ВСЕМ ПАМЯТЬ! Но остались свидетели патриотической деятельности этих героических личностей, сохранились уникальнейшие исторические материалы и фотографии.
 
Итак, первые годы «перестройки» и «гласности». В 1986-87 годах начался мощный подъем православия и патриотизма.
 
Пробуждение православно-патриотических сил во многом было вызвано приближающимся 1000-ЛЕТНИМ ЮБИЛЕЕМ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.
 
В преддверии этого юбилея скульптор Вячеслав Клыков создал замечательный памятник преподобному Сергию Радонежскому.
 
 
В. М. Клыков (в центре) у памятника Сергию Радонежскому - мастерская скульптора.
 
Православные патриоты, помнящие об истории России, планировали установить и торжественно открыть этот памятник 20-го сентября 1987 года в подмосковном селе Городок (Радонеж) – в канун 607-летней годовщины Куликовской битвы и Рождества Пресвятой Богородицы.
 
Место для установки памятника святому Сергию было выбрано не случайно. Недалеко от Городка находится город Загорск (нынешний Сергиев Посад), на территории которого расположена Троице-Сергиева Лавра – православный монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским.
 
Вот ХРОНИКА СОБЫТИЙ, составленная на основе дневниковых записей непосредственных участников, в том числе отставного полковника Ерофея Левшова (трагически погибшего 7-го января 1991 года).
 

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ АТАКА ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЦК КПСС НА ПРАВОСЛАВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.
 
18-го сентября 1987 года в программе «Время» появилась вытянутая растерянно-недоумевающая физиономия диктора Виктора Пряхина. Телепередача началась с бывших тогда очень модными рассуждений о том, что «демократия – это не распущенность и вседозволенность». Потом было упомянуто о «сборище в Москве сионистов» и об антисоветских намерениях националистических элементов в прибалтийских республиках. После этого диктор перешел к главному, ради чего и был выпущен: к обличению попыток «безответственных религиозных экстремистов», «черносотенцев», «мракобесов», «обскурантов» и «клерикалов» установить «в обход советских законов» памятник такому же «церковному мракобесу Сергию Радонежскому», «попирая нормы советского права» и «социалистической морали».
 
В тот же день столичное радио передало информацию о том,  что предстоящее открытие памятника «религиозному черносотенцу» Сергию Радонежскому является «незаконным антисоветским актом» и категорически запрещено властями. Москвичам было рекомендовано «не ездить в опасную зону», расположенную в районе села Городок.
 
Несколько партийных газет также опубликовали статьи о запрещении открытия памятника в тех же ругательных тонах, которые мало чем отличались от антирелигиозной пропаганды «Союза воинствующих безбожников» конца 1920-х годов.  
 
Только газета «Московская правда» напечатала 18 сентября благожелательную объективную статью о предстоящем открытии памятника Сергию Радонежскому, благословившего в 1380-м году князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. В статье было опубликовано обращение к москвичам принять участие в мероприятии, посвященному памяти героев Куликовской битвы. Но и эту газету партийные власти Москвы и их кремлевские кураторы заставили на следующий день публично покаяться в совершенной «идеологической диверсии»: дать опровержение и опубликовать грозную статью о запрете этой акции со злобными нападками на инициаторов создания памятника.
 
Как впоследствии выяснилось, этот судорожный антирелигиозный выплеск в СМИ был организован по указанию члена политбюро ЦК КПСС Александра Николаевича Яковлева – главного партийного идеолога. 
 
Бурная истерическая реакция чиновников из идеологического отдела ЦК КПСС может показаться многим нашим современникам весьма странной и непонятной. Ведь в СССР шел уже третий год «перестройки» и «гласности».
 
Однако необходимо помнить об исторических факторах, предшествующих этому периоду.
 
В годы правления Брежнева и Андропова любая попытка православно-патриотической деятельности в СССР расценивались как «идеологическая диверсия» и «враждебная антисоветская агитация», которые жестко пресекались.
 
За любые несанкционированные действия и речи (даже за публичные Православные проповеди) можно было получить реальный лагерный срок.
 
Но в любом закрытом обществе, где насильственно насаждаются антирелигиозная идеология и атеизм, неизбежно начинает действовать фактор: ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД ВСЕГДА СЛАДОК!
 
Поэтому к 1987 году в СССР подспудный неформальный интерес многих граждан к Православию и другим традиционным религиям – стал очень высок.
 
В этом кроется одна из главных причин появления в 1987 году массового Православно-патриотического движения.
 
Этот процесс был исторически неизбежен. Его нельзя было остановить запретами и силовыми карательными санкциями.
 
Именно поэтому антирелигиозная истерия, шельмование и публичная травля в СМИ православных патриотов вызвала у многих жителей Москвы и Подмосковья обратную реакцию: обязательно посетить Городок и принять участие в открытии памятника преподобному Сергию Радонежскому.
 
 
ДВАДЦАТОЕ СЕНТЯБРЯ – УТРО – ЯРОСЛАВСКОГО ШОССЕ. 
 
Дальнейшие события разворачивались, как в дедективном романе. В ночь с 19-го на 20-е сентября 1987 г. все шоссейные магистрали на пути в Городок были плотно перекрыты кордонами, заслонами и постами.
 
Утром 20-го сентября скульптор Вячеслав Клыков и несколько его помощников везут на грузовой машине памятник Сергию Радонежскому к месту намечавшегося торжественного открытия. 
 
В 20-ти километрах от Москвы на Ярославском шоссе машину с памятником останавливает сводная группа офицеров милиции и КГБ, направленная из Москвы для проведения спецоперации по задержанию «Объекта». Одних полковников – пять человек. Самые младшие чины – не ниже капитана.
 
«Объект» был блокирован и плотно оцеплен, после чего сотрудники КГБ потребовали добровольно выдать им скульптуру «известного черносотенца» и «врага советской власти Радонежского», «расстрелянного в 1937 году за антисоветскую деятельность».
 
Вячеслав Клыков и его помощники были арестованы, а потом под надежным конвоем (сопровождаемые целым эскортом милицейских машин) возвращены обратно в Москву и заключены под домашний арест.
 
Машина со скульптурой Сергия Радонежского была конфискована.
 
Между офицерами милиции и КГБ возник жаркий спор: кто из них должен забрать и определить на спецхранение захваченный «Объект». «Чекисты» требовали, чтобы МВД забирало машину со скульптурой к себе – якобы в КГБ нет места и условий для их содержания. Милицейские чины, в свою очередь, категорически отказывались, мотивируя это тем, что операцией руководит КГБ – вот пусть оно и разбирается с «Объектом». Назревал серьезный конфликт, так как никто из них не хотел возиться со скульптурой.
 
Наконец договаривающиеся стороны пришли к согласию, найдя решение устраивающее оба ведомства.

Машина со скульптурой Сергия Радонежского была «этапирована» к месту своего «временного заключения»: во двор служебной автостоянки тюрьмы города Загорска, обнесенной кирпичным забором с колючей проволокой.
 

Загорская Тюрьма - внешняя сторона кирпичной ограды.

 
ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ – УТРО. 

На перрон приходят тысячи празднично одетых людей, собравшихся на открытие памятника Сергию Радонежскому. Многие из них едут целыми семьями.
 
У пригородных касс все стены и доски увешаны объявлениями о том, что «открытие памятника запрещено властями».
 
Позже к зрительным эффектам присоединились и шумовые. Из репродукторов на вокзале слышится зловещий голос диктора, убеждающий граждан не ездить в район Городка, разойтись по домам и не поддаваться на антисоветские происки враждебных клерикальных сил: религиозных мракобесов, церковных реакционеров и черносотенцев.
 
Однако те, кто собрался в Городок, имели твердое желание исполнить свой патриотических долг в отношении памяти Сергия Радонежского и всех героев Куликовской битвы.
 
 
ЗАГОРСК – НЫНЕШНИЙ СЕРГИЕВ ПОСАД – УТРО. 

Местное радио предупреждает жителей Загорска: «нельзя ехать в опасную зону». На случай, если бы охотники все же нашлись, местными властями были отменены все автобусы идущие до Городка, кроме первого рейса, у пассажиров которого проверяли паспорта.
 
Делегация монахов от Троице-Сергиевой лавры, направляющаяся на открытие памятника, была задержана и насильственно высажена из автобуса.
 
Местные жители возмущались неожиданно возникшими трудностями, а группа «чекистов» в штатском усиленно распространяет среди них слухи о том, будто вся затея с памятником Сергию организована «сионистами».
 
Одновременно с этим, по указанию из Москвы, свои меры принимает Загорский городской комитет КПСС. Его руководство срочно мобилизует несколько десятков партийных и комсомольских активистов для организации митинга под антицерковными лозунгами: «долой церковных черносотенцев» и «их предводителя – религиозного мракобеса Сергия»!
 
К чести жителей Загорска, почти никто из них не захотел участвовать в этой антирелигиозной акции. Наоборот, это вызвало у многих совершенно противоположное желание: обязательно посетить Городок и посмотреть на открытие памятника.
 
 
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ЯРОСЛАВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.

Пассажиры Ярославской железной дороги могли 20-го сентября не опасаться за свои вещи – в каждой электричке ехало сразу несколько милиционеров.
 
К группам православных патриотов, ехавшим на электричках из Москвы в Городок, по пути присоединяется большое число обычных граждан.
 
Во многих вагонах царило возбужденное оживление: люди выспрашивали друг у друга – кто, куда едет, как добраться до Городка.
 
В вагон электрички, в котором ехала группа патриотов во главе с гвардии полковником Ерофеем Левшовым, художником Игорем Сычевым и монахом Гермогеном, входит усиленный наряд милиции. Командующий нарядом майор объявляет: «Кто едет в Городок, пусть немедленно покинет вагон, открытие памятника запрещено». Но никто не испугался и из вагона не вышел.
 
Майору ответил отставной полковник Ерофей Михайлович Левшов: «Мы едем почтить память духовного вдохновителя Куликовской победы и возложить цветы»!
 
Необходимо особо указать, что гвардии полковник Левшов взял из своего домашнего музея и повез на открытие памятника два красных знамени.
 
Одно из них – знамя СССР он привез из Берлина после окончания Великой Отечественной Войны.
 
А другое – знамя РСФСР участвовало в забастовке и демонстрации рабочих в Новочеркасске 2-го июня 1962 года, которые были расстреляны по приказу Никиты Хрущева. Это знамя сохранил Г.К.А. – участник Новочеркасской манифестации – потомственный казак и ветеран ВОВ. В 1985 году Г.К.А. приехал в Москву и передал это знамя своему другу – гвардии полковнику Ерофею Левшову.
 
Увидав, что Левшов везет знамена, милиционеры во главе с майором, как в романе Горького «Мать», бросились их отнимать. За Левшова заступились пассажиры электрички, среди которых было несколько ветеранов ВОВ, поэтому знамена удалось отстоять.


Попытка ареста гвардии полковника Е.М. Левшова.
 
Но никто из Православных людей и патриотов не мог представить себе, что ожидает их на подступах к Городку.
 
 
ПЛАТФОРМА АБРАМЦЕВО. 

Множество людей, направляющихся к шоссе, ведущему в Городок (Радонеж), встречают усиленные наряды милиции и сотрудников КГБ. Им поставлена задача никого не пропускать в этот район.
 
На вопрос какой-то перепуганной старушки: «Что милый, война началась?» – один из офицеров милиции ответил: «Учения идут».
 
Из мегафона доносится металлический голос: «Немедленно освободить проезжую часть дороги»! Прибывших людей, не обращая внимания на пол и возраст, сталкивают с шоссе в непролазную грязь, пытаясь заставить их повернуть назад.
 
  

Несмотря на это группа Православных патриотов, под руководством гвардии полковника Левшова и художника Сычева, сумела организовать и собрать в колонну основную массу людей – около 500 человек, прибывших на этой электричке.
 
Построенная колонна людей двинулась от станции Абрамцево по шоссе, буквально с боем, пробивая себе путь к Городку через заслоны и кордоны.
 
Как рассказывали очевидцы, на всех окрестных проселочных и лесных дорогах были расставлены патрули с собаками, которые отлавливали отдельные группы людей, пробирающиеся окольными путями в Городок.
 
Такая примитивная тактика – «хватать и не пущать» – сработала против самих организаторов силовой запретительной акции. 
 
  

Десятки самостоятельных групп, бежавших от патрулей лесными и полевыми тропами, неизбежно выходили к шоссе по которому шла организованная колонна. Сотни людей стали массово вливаться в основную колонну прямо на марше. За счет новоприбывших ее численность во время шествия (от Абрамцево до Городка) резко возрослас 500 человек до 3-х тысяч.
 
Моросил мелкий дождь, под ногами противно хлюпала грязь, но люди шли дальше.
 
Впереди показался кордон, перегородивший шоссе двумя милицейскими «газами».Там, где стоял заслон «блюстителей порядка», из близлежащих колхозных коровников по обе стороны шоссе в глубокие кюветы натекло огромное количество навоза и грязи. Свернуть на обочину нечего и думать, сразу очутишься по колено, а то и по пояс в навозной грязи.
 
  

Несколько молодых людейпотомки казаков, прибывшие с Дона – развернули транспарант с надписью «Слава героям Куликовской битвы»!
 
По команде Левшова и Сычева люди в передних рядах колонны взялись за руки, уплотнили строй и перешли на быстрый шаг. Колонна с ходу всей своей массой обрушилась на кордон и прорвала его, столкнув две машины в кюветы с навозом по обе стороны шоссе.
 
 
ПОДСТУПЫ К ГОРОДКУ. 

Дождь постепенно усиливался: вода была сверху и под ногами, но колонна упорно двигалась к цели. Шоссе пошло под уклон, поэтому перед взорами почти всех идущих людей предстала Церковь «Преображения Господня», вознесшаяся близ высоких крутых берегов небольшой речушки Пажи. Подступы к Городку преграждал овраг, в котором и текла эта речка.
 
Бетонный мост через Пажу был перекрыт автомашинами и рядами милиции – позади них была видна большая группа сотрудников КГБ. Это был последнийсамый сильный кордон.
 
Над колонной взметнулось два красных знамени. Кто-то поднял хоругвь с изображением Георгия Победоносца. В первом ряду гвардии полковник Левшов, художник Сычев, монах Гермоген и их соратники – православные патриоты. Над окрестностью прогремело могучее «Ура»! В едином порыве люди бросаются к мосту на последний прорыв: загромождения машин и цепи милиции.
 
С моста сдвинуто несколько автомашин, милицейские цепи прорваны, рассеяны и отброшены за речку Пажу. Была преодолена последняя преграда и колонна с развевающимися знаменами вышла к Городку. Собравшиеся запели «Варяга», народ ликовал.
 
Дождь, шедший с самого утра, вдруг прекратился и ослепительное солнце осветило всю окрестность, а два облака в голубом небе сошлись вместе и образовали огромный Крест.
 
Даже милиционеры и «чекисты» начали смущенно переговариваться между собой: «А может быть Бог все-таки есть»?
 
 
ГОРОДОК – ДЕНЬ.
 
В то самое время, когда колонна с боем прорывалась сквозь кордоны и заслоны, в Городке шли срочные работы, организованные местными властями и представителями идеологического отдела ЦК КПСС, прибывшими из Москвы. Группа партийных активистов Бульдозерами сковырнула постамент для памятника, над сооружением которого несколькими днями ранее безвозмездно трудились патриоты-добровольцы. Разбитый на части пьедестал был погружен на грузовую машину и увезен в неизвестном направлении.
 
Людей, прошедших сквозь все преграды, встретила зияющая яма от украденного пьедестала. Стало известно о задержании скульптора Вячеслава Клыкова и «аресте» памятника Сергию Радонежскому.
 
 

К холму, где безбожники кощунственно надругались над исторической памятью России и чувствами Верующих, продолжают прибывать люди.
 
  

Вспыхивает стихийный митинг, на котором художник Игорь Сычев и гвардии полковник Ерофей Левшов призывают присутствующих дать клятву, что памятник Сергию Радонежскому будет стоять в Городке, во что бы то ни стало. Тысячи людей хором скандируют: «Клянемся, Клянемся, Клянемся»!!!
 
 
Художник Игорь Сычев - в плаще (в центре фото).
 
После этого все собравшиеся минутой молчания почтили память всех героев Куликовской битвы, князя Дмитрия Донского и вдохновителя их победы Сергия Радонежского.
 
  

По предложению Игоря Сычева было решено организовать бессрочный митинг и стояние в Городке до тех пор, пока от властей не будет получено официальное разрешение на установку памятника.
 
 
ГОРОДОК – НЕСКОЛЬКИМИ ЧАСАМИ ПОЗЖЕ. 

На холм, где было организовано бессрочное стояние, начали прибывать высокопоставленные чиновники и партийные функционеры – московское и местное начальство.
 
Одновременно с ними к месту событий подъехало несколько десятков корреспондентов зарубежных СМИ: информационных агентств и телевидения Франции, Германии, Италии, Испании, Англии, США и даже нескольких арабских стран.
 
Здесь надо заметить, что ситуация в Городке и приказы из Москвы менялись, как говорится, не по дням, а по часам.
 
Власти сочли за благо подстроиться и перед людьми стали выступать официальные лица. Они клятвенно заверяют всех, что буквально в эти часы Политбюро ЦК КПСС пошло навстречу просьбам трудящихся и приняло официальное решение об установке  памятника. Но люди не верят им и отказываются прекращать бессрочное стояние.
 
Вскоре в Городок к месту событий прибыли представители Московской Патриархии. Вместе с ними приехал скульптор Вячеслав Клыков, освобожденный из-под домашнего ареста по личному ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
 
В своем выступлении Клыков сообщает о том, что Святейший Патриарх Пимен поддерживает инициативу православных граждан и открытие памятника Сергию Радонежскому состоится в мае 1988 года – В ЧЕСТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.
 

Скульптор Клыков (слева) - выступает перед людьми.
 
Именно скульптору-патриоту Вячеславу Клыкову и представителям Московской патриархии, а не партийным функционерам, поверили люди.
 
Это была первая крупная Победа православных патриотов над силами воинствующего безбожия и историческим беспамятством.
 
Около 18-ти часов в Городок было подогнано несколько десятков пассажирских автобусов. Верующим и патриотам предложили воспользоваться автотранспортом, чтобы уехать на железнодорожную станцию. Власти, учинив столько преград людям на пути к Городку, вдруг проявили к ним «внимание» и «заботу». Но никто не откликнулся на эту «доброту» и автобусы ушли к 19-ти часам пустыми.
 
По завершении стояния, люди уходили организованной колонной, с песнями и развернутыми знаменами, на их лицах была благодать и радость от одержанной Победы, достигнутой в результате их гражданского подвига.
 
Сентябрьский поход стал одной из самых значительных и героических страниц истории становления Русского православно-патриотического движения.


2-я часть - окончание - в следующей записи:
http://lll22021918.livejournal.com/55606.html

Profile

lll22021918
lll22021918

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner