?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1-я часть - начало.



Взято с
http://blood.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=66&Itemid=40


ОККУЛЬТНЫЕ ТАЙНЫ БОЛЬШЕВИКОВ.

На первый взгляд, трудно отыскать темы более далекие друг от друга.
Идея вампиризма - порождение мифологического сознания, марксизм - рационально-материалистического.
И все же темы эти взаимосвязаны: русские марксисты в поисках решения конкретных политических задач обращались к архаическому опыту, традиционно изучавшемуся маргиналами-оккультистами.
На исходе XIX столетия самым популярным "эзотерическим героем" стал Дракула, позже превратившийся в своего рода символ XX века, и осмысление его деяний в фольклоре и литературе существенно повлияло на развитие русской социал-демократической доктрины.

Триумфально шествуя по разным странам, роман Б.Стокера "Граф Дракула (Вампир)" в 1900-х достиг и России.
В течение десятилетия, предшествовавшего Октябрьскому перевороту 1917 года, роман переводили на русский неоднократно, поместив его в ряд популярных авантюрных сочинений.
Неслучайно в одном из переводов 1902 года "Дракула" по аналогии был приписан Мэри Корелли, известной русским читателем в качестве автора мистико-приключенческих романов, а в 1912-1913 годах появился в серии приложений к еженедельнику "Синий журнал" - типичному образчику массовой журналистики.

Оригинальная интерпретация "Дракулы" предложена А.А. Богдановым, философом-марксистом, авторитетным большевистским лидером эпохи революции 1905-1907 гг.

Богданов был также естествоиспытателем и литератором - автором научно-фантастической дилогии - романов "Красная звезда" (СПб., 1907; на титульном листе - 1908) и "Инженер Мэнни" (М., 1912; на титульном листе - 1913).

Богдановская дилогия интересна прежде всего в аспекте картин общества будущего, якобы построенного марсианами.
Примечательно, что футурологические идеи "Красной звезды" большевиками были оценены положительно, и сам роман многократно переиздавался после 1917 года.
 
В программном сборнике "Жизнь и техника будущего" (М.; Л., 1928), контролировавшемся официальными идеологами, Богданов - единственный русский марксист, чьи утопические проекты подробно пересказаны наряду с работами нормативных "пророков" социализма: Т.Мора, Т.Кампанеллы, А. Сен-Симона, Ш.Фурье, Э.Кабе, Э.Беллами, А.Бебеля.

Принципиально иначе был оценен "Инженер Мэнни". В.И.Ленин - к 1912 году непримиримый противник Богданова - резко критиковал роман, а левыми радикалами небольшевистской ориентации книга отметалась как догматическая поделка.
К примеру, в рецензии, опубликованной народническим журналом "Заветы", указывалось, что в романе слишком много разговоров "и автору кажется, что разговоры заменяют известный образ реального исторического действия. Оттого фабула кажется очень неудачно сшитой белыми нитками, а разговоры производят впечатление искусственно притянутых к описываемым событиям. Произведение очень и очень неудачное".

Неуспех романа, кроме всего прочего, обуславливался тем, что автор, отвлекаясь от общекоммунистических идей "Красной звезды", ставил и решал проблемы, соотнесенные с "тектологией" - созданной им "всеобщей организационной наукой". К организационным Богданов сводил практически все задачи любой отрасли знаний. В "тектологии" он видел универсальный комплекс алгоритмов их решения. По сути - это наука управления.

Действие "Инженера Мэнни" развертывается в условиях марсианского "развитого капитализма": главный герой руководит строительством пресловутых каналов, он честен, но слишком жесток в стремлении учитывать исключительно организационный аспект общественных отношений.
Идеологически инженеру Мэнни противостоит его сын - Нэтти, так же осознающий важность организационных алгоритмов, но в первую очередь защищающий интересы рабочих - в духе социалистической доктрины "великого ученого" Ксарма (прозрачная анаграмма Маркса).
В финале жестокий организатор добровольно уходит из жизни, поскольку с точки зрения общественной пользы Нэтти уже вполне способен заменить отца, а с точки зрения идеологической Мэнни воплощает прошлое.
Последним обстоятельством, подтолкнувшим Мэнни к самоубийству, становится встреча с Вампиром - сюжетный ход, несколько неожиданный для автора-атеиста.

Именно в "Красной звезде" Богданов изложил программу "обновления жизни" - способ отвоевать у природы дополнительное время для "социально-творческой" активности человека, способ, применение которого возможно только при наличии "коллективистского строя", т.е. в условиях коммунизма.
Для получения этого дополнительного времени необходимо "одновременное переливание крови от одного человека другому и обратно путем двойного соединения соответственными приборами их кровеносных сосудов.
При соблюдении всех предосторожностей это совершенно безопасно; кровь одного человека продолжает жить в организме другого, смешавшись там с его кровью и внося глубокое обновление во все его ткани".

В романе "Инженер Мэнни" автор, рискнув в открытую пропагандировать весьма сомнительную с точки зрения прежних единомышленников "всеобщую организационную науку", к тому же прибег к неординарному, скандальному для социалиста приему "перевертывания" традиционных мотивов литературы "таинственного".
Стоит ли удивляться недружелюбной реакции на "Инженера Мэнни" соратников?
Зато магистральному направлению русской культуры "серебряного века" богдановское прочтение магического вампиризма в аспекте политики и жизнестроитльства вполне соответствовало.

Любопытно, что даже "марсианское" место действия дилогии не свободно от оккультных ассоциаций.
С одной стороны, после романов Г.Уэллса и других фантастов в использовании планеты Марс для размещения футурологических откровений не было ничего особенно оригинального: "Большинство астрономических утопий посвящены Марсу, - свидетельствует С.В.Орлов, один из авторов упоминавшегося выше сборника "Жизнь и техника будущего", - фантазия наделяет его могучей расой марсиан, которая по своей культуре, технике и интеллекту неизмеримо выше человеческой.
Сама раса марсиан, в представлении авторов утопий, старше земной расы".
В качестве опять-таки "странного сближения" следует учесть, что, по мнению оккультистов, "красная звезда" - древнеегипетское обозначение планеты Марс, а Марс, звезда (пентаграмма) и красный цвет - оккультные символы, связанные с Дракулой Брема Стокера.

Благотворно-вампирическую программу "обновления жизни", безусловно "дракулическую" по природе, Богданов пытался реализовать после захвата власти большевиками в масштабах, несопоставимых с "келейными" опытами по жизнестроительству "начала века".
Политику Ленина и ленинцев он по-прежнему осуждал, а те, в свою очередь, платили "отщепенцу" недоверием, но в стремлении создать алгоритм "борьбы за жизнеспособность" интересы совпали.
И не случайно: сотворение "нового человека" настолько занимало большевиков, что в сферу их внимания попадали самые разные "рецепты" - от психоанализа до омоложения посредством пересадки половых желез по методике С.Воронова.

В 1920-1921 гг. против Богданова предпринимается очередной политический демарш: по прямому указанию Ленина был реформирован (а фактически - разгромлен) Пролеткульт, просветительская и литературно-художественная организация, ставившая перед собой цель создания новой культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата.
Основная вина Пролеткульта сводилась, по сути, к тому, что пролеткультовцы, по мнению Ленина, находились под влиянием Богданова.
В журнале "Пролетарская культура" С.Динамов, рецензируя новое (второе - 1918) издание "Инженера Мэнни",  декларировал: "Наш журнал как раз и является попыткой осуществить мечты Нэтти".
Перспектива конкуренции казалась большевистскому руководству вполне реальной, и оно приняло соответствующие меры.

Изолировав пролеткультовцев от Богданова, Ленин не уничтожил физически или общественно бывшего соратника, но  рекомендовал ему сосредоточиться на другой идее - опытах по обменному переливанию крови.

В 1922 году, как сообщает Богданов, удалось "добыть необходимые средства и кое-какие приборы для этих опытов",  причем оборудование получили из Англии.
С 1923 года Богданов и несколько врачей-энтузиастов ставили эксперименты, используя в качестве лаборатории частные квартиры.

Когда в 1923 году Богданова арестовало ГПУ по подозрению в причастности к подпольной антиправительственной группе, он писал: "Благодаря исследованиям английских и американских врачей, делавших многие тысячи операций переливания крови, стала практически осуществима моя старая мечта об опытах развития жизненной энергии путем "физиологического коллективизма", обмена крови между людьми, укрепляющего каждый организм по линии его слабости. И новые данные подтверждают вероятность такого решения.
И этим рисковать, этим жертвовать ради какого-то маленького подполья?".

Богданов добился довольно значительных успехов, после чего по инициативе И.В.Сталина, Н.И.Бухарина и народного комиссара здравоохранения Н.А.Семашко создается Институт переливания крови.

"В конце 1925 г., - указывал Богданов, тов. Сталин предложил мне взять на себя организацию Института, причем обещал, что будут предоставлены все возможности для плодотворной работы".

В 1927 году Богданов напечатал монографию "Борьба за жизнеспособность", суммируя результаты многолетних исследований.
В формулировке основной идеи он почти дословно воспроизводит соответствующий фрагмент текста "Красной звезды", правда, в "тектологической" аранжировке: сопоставление "разного рода жизненных сочетаний привело меня к мысли, что и для высших организмов возможна "конъюгация" не только половая, но и иного рода - "конъюгация" для повышения индивидуальной жизнеспособности, а именно в форме обмена универсальной тканью организмов - их кровью".

Как и прежде, Богданов не отказывается от "аналогий" с "мечтами далекого прошлого", на этот раз прямо называя среди предшественников "физиологического коллективизма" колдуна и знаменитого "экспериментатора" с кровью Жиля де Ре (именуя его де Ретцем, т.е. "контаминируя" с одним из лидеров Фронды).

В качестве конечной цели идеолог "физиологического коллективизма" рассчитывал связать узами "кровного родства" все человечество, переборов старость и избавившись от вампиризма "жизни".
Но поскольку, по его убеждению, коллективистский строй в России, несмотря на победу большевиков, все-таки не был создан, объективные условия для полной реализации спасительной методики отсутствовали.
"В нашу эпоху господствует культура индивидуалистическая; ее атмосфера неблагоприятна для нашего метода и точки зрения, лежащей в его основе.
Трудовой коллективизм, их истинная почва, еще только пробивается к жизни.
Когда он победит, тогда будут устранены трудности и препятствия, стоящие теперь на пути коллективизма физиологического, тогда наступит его расцвет".

Дожидаясь "светлого будущего", Богданов мог бы и ограничиться проведением исследовательских работ, решением прикладно-медицинских задач (среди исцеленных посредством обменного переливания крови - сын самого Богданова).
Однако есть основания полагать, что создатель "тектологии" не смирился с отказом от "генеральных" целей.

Дело в том, что особую категорию пациентов Богданова составляли "ветераны партии": В.А. Базаров, товарищ энтузиаста "физиологического коллективизма" по марксистским кружкам конца XIX века; М.И.Ульянова, сестра Ленина, болезнь которой, несмотря на предсказанный кремлевскими врачами летальный исход, была излечена благодаря обменному переливанию крови, и др.

Конечно, "физиологический коллективизм" функционировал в рамках системы "специальных услуг" высокопоставленным номенклатурным работникам, заботливо установленной Лениным сразу после захвата власти.
Но, с другой стороны, Богданов, так сказать, практиковал свою "тектологическую" магию.
Ведь, согласно принципам обменного переливания крови, операция в идеале требует участия престарелого и юноши, а значит, "партнерами" социалистов-пациентов должны быть люди молодые.

"Ветераны партии" передают свою "голубую кровь" подрастающему поколению, связывая "кровными узами" молодежь псевдокоммунистического государства Ленина-Сталина с проверенными борцами за истинный коллективизм.

Своего рода "мостик" перебрасывался от уходящих к людям будущего, как бы минуя живущих: "Тщательное изучение мозга нашего гениального современника В.И.Ленина и сравнение тонкого архитектурного строения его мозга с мозгами людей среднего психического уровня, - сообщалось в том же сборнике "Жизнь и техника будущего", - выявляет необычайное богатство материального субстрата - архитектуры строения и развития нервных клеток и нервных отпечатков коры мозга В.И.Ленина, который (т.е. мозг) является несомненным прототипом мозга грядущего сверхчеловека".

"Ветераны партии", однако, не только выполняли миссию идейно-кровяного "осеменения" молодежи, но и, в свою очередь, получая кровь, "причащались" массам, что могло придать им сил жить "по-человечески", т.е. "социально-творчески", преодолевая свойственный, по убеждению Богданова, многим "старым большевикам" догматизм.

Иными словами, "старой гвардии" помогали справиться с вампиризмом "идеи", об опасности которого для революционной элиты создатель "тектологии" говорил в "Вере и науке" и "Инженере Мэнни".

"Дракулическая" идея магического вампиризма, использованная для нужд коммунистического жизнестроительства, преобразована в своего рода эзотерико-социалистическую доктрину, предполагающую укоренение общества будущего (на первых порах - элиты "истинных коллективистов") в "физиологическом коллективизме", где индивиды соединены цепью "кровавых" взаимообменов
.

Богданов возглавлял Институт переливания крови до самой смерти, произошедшей в результате очередного - в его жизни одиннадцатого - обменного переливания крови.

Представлявший Политбюро Н.И. Бухарин произнес на похоронах речь, сочтя нужным напомнить собравшимся, что Богданов "был коллективистом и по чувству, и по разуму одновременно.
Даже его идеи о переливании крови покоились на необходимости своеобразного физиологического коллективизма, где отдельные сочеловеки смыкаются в общую физиологическую цепь и повышают тем жизнеспособность всех вместе и каждого в отдельности".

Впрочем, единомышленники Богданова, подозревая отравление, требовали расследования, и, как показали дальнейшие события, основания для подозрений у них были.
Действительно, хоть Сталин, в отличие от Ленина, и симпатизировал создателю "тектологии" еще с дореволюционных времен, а в 1920-е гг. даже покровительствовал, но позднее, в 1930-х, все идеи Богданова дежурно объявилинтиленинскими".
В связи с этим один из руководителей Института переливания крови, каясь, писал, что "теория т.н. "физиологического коллективизма" и теория борьбы со старостью являются методологически ошибочными, чуждыми марксизму установками".
Значит, и в 1928 году причины для устранения Богданова имелись, тем более, что разгоралась борьба Сталина с Бухариным, которого еще Ленин обвинял в "богдановщине".
О результатах расследования сведений нет.

Мозг Богданова передали Институту изучения мозга, где исследователи сравнивали его с ленинским, дабы убедиться в превосходстве "необычайного богатства материального субстрата" основателя советского государства.

Итак, зародившаяся в Румынии легенда о воеводе-маге Дракуле - через английский мистический роман о вампире - вернулась в Восточную Европу, где трансформировалась в одну из версий эзотерико-социалистической доктрины.
Симбиоз политического радикализма и оккультизма в рамках единого мировоззрения - любопытнейший феномен культуры рубежа XIX-XX вв.

Кроме фашистской эзотерики, изученной достаточно подробно, можно указать экстраваганцы идеологов народничества Н.А. Морозова, Л.А.Тихомирова, масонские искания кадетов, эсеров и меньшевиков (единственный известный большевик-масон - И.И.Скворцов-Степанов, приятель и соавтор Богданова), тамплиерство анархистов и добротворный вампиризм А.А. Богданова.

"Рост национализма и социализма, - утверждает специалист по новейшей европейской мистике Дж.Уэбб, - происходит в то же время и как следствие тех же причин, что и возрождение оккультизма".

Публикуется с сокращениями, полный текст статьи опубликован: "ЛО", 3, 1995.



2-я часть - продолжение - в следующей записи:
http://lll22021918.livejournal.com/32173.html


Comments

( 1 comment — Leave a comment )
антон луценко
Oct. 28th, 2011 11:16 am (UTC)
"Вампирская революция"
Текст статьи представляет собой беззастенчивую компиляцию из работ Богданова и его наиболее оголтелых преследователей, наиболее ярким и беспринципным из коих был В.Невский. Поделка в совершенно либерастическом духе. Совет автору: выложить ради объективности пару небольших статей самого Богданова с сайта его института - www.bogdinst.ru
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

lll22021918
lll22021918

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner